Актуальные бизнес-процессы для малого бизнеса

Чтобы с помощью автоматизации решать проблемы, обнаруженные на предприятии, необходимо понимать, как именно на нем организованы процессы. «Боли» любого бизнеса вытекают из неэффективной организации бизнес-процессов. Рост компании и структурированность бизнес-процессов взаимосвязаны. Чем крупнее предприятие, тем более явно очерчены происходящие на нем процессы. Поэтому укрупнение бизнеса невозможно без четкой их организации, и для малого предприятия важно понимать, как выстроены его процессы. Это основа обеспечения роста малого бизнеса в будущем.

Как известно, любое предприятие – это функционирующая система из клиентов, поставщиков, партнеров и дистрибьютеров, активов, сотрудников… И бизнес-процессы определяют взаимодействие между этими элементами. Не будем подробно останавливаться на описании процессов, вы можете прочитать о них в учебниках по менеджменту. Определим кратко, какие основные процессы можно встретить на каждом малом предприятии. В зависимости от сферы деятельности предприятия, некоторые процессы на нем могут быть почти незаметны, но они всегда есть. Часть процессов во многом схожи между бизнесами в различных сферах, а некоторые из них, наоборот, весьма специфичны и зависят от конкретной индустрии и прочих факторов.

Все бизнес-процессы можно разделить на три типа: ключевые (операционные), поддерживающие и процессы управления. Ключевые процессы создают прямую ценность для клиентов, поддерживающие создают косвенную ценность, а процессы управления дают указания ключевым и поддерживающим процессам.

Давайте перечислим наиболее актуальные бизнес-процессы для предприятия:

Маркетинг и Продажи

Основной процесс, который приносит деньги в компанию, в англоязычной среде называется «LeadtoCash». Это переводится как «От первичного интереса клиента до получения денег». Другими словами, это процесс получения заявок от клиентов, доведения их до заказа и поступления оплаты. В некоторых организациях это называют пренебрежительным словом «Сбыт», что, на мой взгляд, означает несерьезность отношения к этому основному процессу. «LeadtoCash» можно рассматривать как два подпроцесса: «LeadtoOrder» и «OrdertoCash». Первый подпроцесс условно можно назвать Маркетинг или лидогенерация. Это последовательность действий от первого взаимодействия с клиентом до момента, когда он оставил заявку. Второй подпроцесс можно условно назвать Продажи. Он длится от появления заявки (например, на сайте компании), которая еще не является продажей, до получения денег от клиента. Эффективность процесса «LeadtoCash» определяет успешность коммерческой деятельности предприятия. Повышение эффективности этого процесса средствами автоматизации бизнеса приводит к заметному росту выручки коммерческого предприятия.

Лояльность и Обслуживание

Управление лояльностью клиентов можно рассматривать как отдельный процесс или как составную часть процесса «LeadtoCash». Все действия компании, направленные на повышение удовлетворенности клиентов, можно отнести к этому процессу. Важным является и процесс Обслуживания клиентов — работа с их запросами, разрешение спорных ситуаций, ремонты по гарантии и пр. Эффективность грамотной организации Лояльности и Обслуживания клиентов не всегда возможно напрямую оценить в полученных деньгах, но эти процессы серьезно влияют на удовлетворенность клиента, которая в свою очередь влияет на эффективность Маркетинга и Продаж. Комбинация и сложное переплетение этих процессов во многих случаях является залогом успеха предприятия.

Закупки.

Для некоторых предприятий важным процессом является работа с поставщиками. По-английски это называется «ProcuretoPay». У нас в стране говорят просто – Закупки. Чем крупнее предприятие, а точнее, чем больше у него поставщиков, тем важнее этот процесс. Повышение эффективности процесса Закупок может принести огромную выгоду за счет сокращения затрат предприятия.

Логистика/Доставка

Важными процессами для многих предприятий являются процессы логистики/доставки. Для крупных предприятий это может даже звучать как Цепочки Поставок, на английском языке — «Supply Chain Management». Эти процессы также могут быть встроены в OrdertoCash, но могут быть и самостоятельными, в зависимости от задач компании. В настоящее время активно развиваются различные варианты и виды доставки, многие компании отдают логистику на аутсорсинг.

Управление Складом

Одной из граней логистики является управление складом. Важнее всего это для компаний, которые имеют собственные места для хранения продаваемых товаров. Вопрос улучшения эффективности этого процесса наиболее актуален для малого бизнеса, и в его решении, как правило, помогает автоматизация.

Разработка продукта, Производство

Данные процессы специфичны для каждой области ведения бизнеса и весьма существенны и важны для отдельных видов предприятий. Разработка продукта и Производство требуют автоматизации и несут в себе потенциал для повышения эффективности бизнеса.

Управление персоналом

Как известно, ключевым активом любого предприятия являются люди, и успех в бизнесе определяется тем, насколько удачно руководителю удалось собрать коллектив специалистов и профессионалов в своем деле. Поэтому эффективность процессов найма и работы с персоналом (обучение, мотивация, и пр.) определяет очень многое в бизнесе. Автоматизация этих процессов не так актуальна для малого бизнеса, но с ростом компании важность повышения их эффективности становится существенной.

Бухгалтерия, управленческий учет.

Без этих процессов не может обойтись ни одна организация. Первая система автоматизации, которая возникает на современном предприятии — это бухгалтерское программное обеспечение. Без него нельзя обойтись, потому что государство требует расчета уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом надо отметить, что управленческий учет и бухгалтерский это совсем не одно и то же, даже для малого предприятия. И задачи учета себестоимости, стратегического планирования не могут эффективно решаться без дополнительных средств автоматизации.

Заключение

Добиваясь эффективности и прозрачности перечисленных процессов, предприниматель обеспечивает успешное функционирование своего бизнеса. В дальнейшем мы рассмотрим, как оценивается эффективность отдельных процессов и что можно сделать для ее повышения средствами автоматизации.

comments powered by HyperComments
Share